Четверг, Декабря 14, 2017
РАЗМЕР ТЕКСТА
Новости Новости ЖКХ После обсуждения «на высшем уровне» решено было отказаться от введения социальной нормы на электроэнергию с 1 июля по всей России.

После обсуждения «на высшем уровне» решено было отказаться от введения социальной нормы на электроэнергию с 1 июля по всей России.На уровне правительства прошло обсуждение результатов эксперимента по введению соцнорм на электроэнергию в «пилотных» регионах. Глава правительства Дмитрий Медведев успешными этот эксперимент не признал. По его словам, проект был реализован «с разными результатами».

В итоге, после обсуждения «на высшем уровне» решено было отказаться от введения социальной нормы на электроэнергию с 1 июля по всей России. И теперь о том, внедрять или нет нынешним летом нововведение на своей территории – думать властям регионов. Они же, в случае положительного решения, должны будут установить размер местной соцнормы. А если с немедленным решением затруднятся, имеют право отложить введение «энергопайков» на два года. Хотя, по мнению экспертов, их нужно совсем отменить.

Ведь, как показали результаты эксперимента, большинство субъектов, в которых внедрялась соцнорма, попросту не стали утруждать себя расчетами в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства РФ. Они попросту «махнули нормы с потолка». А ничем другим не объяснишь, почему в сходных по условиям жизни регионах средней полосы России размер соцнормы различался, порой, почти в 4 раза!

«Вообще, моя позиция – нужно эксперимент прекращать. «Минусов» в нем больше, чем «плюсов», - сообщила по данному поводу редакции нашего портала председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительный директор НП «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева.

- Светлана Викторовна, как Вы считаете – насколько экономически обосновано введение для населения страны соцнорм на электроэнергию?

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка определения и применения социальной нормы электроснабжения и о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы электроснабжения» было направлено на решение задач, связанных с формированием энергоэффективного поведения населения Российской Федерации и ликвидацию перекрестного субсидирования в области электроэнергетики. При этом реализация задачи поддержки промышленности за счет населения представляется проблематичной. Доля электроэнергии, потребляемой населением, составила 12,6%. Соответственно, доля электроэнергии, потребляемой юридическими лицами – более 87%. При таких пропорциях для компенсации «переплат» юридических лиц платежи населения должны возрасти в разы.

- Но, насколько мы понимаем, еще и с реализацией данного постановления в «пилотных» регионах вышли проблемы?

- На мой взгляд, сложная методика вычисления социальной нормы, которую необходимо было реализовать в сжатые сроки, оказалась непосильной для «пилотных» регионов. В результате три субъекта из четырех: Владимирская и Нижегородская области, Красноярский край - в которых данная норма применялась ранее, оставили ее неизменной.

Разброс величины социальной нормы в регионах-проектах также свидетельствует о недостаточно тщательном применении Постановления. Так, социальная норма на одиноко проживающего человека составляет сегодня:

•в Орловской области - 190 кв. ч.

•в Ростовской – 96 кв. ч,

•в Красноярском крае – 75 кв. ч,

•в Забайкальском крае – 65 кв. ч,

•во Владимирской области – 50 кв. ч,

•в Нижегородской области – 50 кв. ч.

Трудно поверить, что настолько различается среднее потребление граждан в разных регионах страны!

- Не настолько уж оно и различается - население Владимирской и Нижегородской областей без конца жаловались на маленькие нормы!..

- Да, это только подтверждает вывод, что объем социальной нормы слишком мал. Ситуация осложняется тем, что в объем социальной нормы входит не только потребление внутри квартиры, но и расходы на общедомовые нужды. И если внутри своей квартиры гражданин может принять меры для сокращения потребления, то оплата коммунальных ресурсов на общедомовые нужды по-прежнему остается непрозрачной. Несмотря на принятие Постановления Правительства РФ № 344 и введение в субъектах (пока еще не во всех!) нормативов на общедомовое потребление, на добросовестных плательщиков продолжают перекладывать потери, связанные с несанкционированными подключениями и воровством электроэнергии.

- И это при том, что практически 100% россиян имеют индивидуальные приборы учета электроэнергии, а во многих МКД установлены общедомовые счетчики! На этом фоне просто непонятно, как, чисто технически, собирались вводить соцнормы на воду – водосчетчиками оборудовано менее половины квартир в стране…

- Конечно, ситуация по расчетам в электроэнергетике является гораздо более прозрачной, чем в сфере водо- и теплоснабжения. В связи с этим введение социальной нормы в других сферах (где оснащение приборами учета существенно ниже, а методики расчета потребления не в полной мере отработаны) еще больше запутает ситуацию.

К тому же в ближайшем будущем серьезные противоречия могут возникнуть между расчетами по социальной норме и применением предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги. Их предполагается ввести законопроектом № 308873-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги)». Таким образом, общий платеж значительной доли граждан будет превышать предельные показатели, на которых настаивал Президент РФ. Фактически, таким образом его поручение будет дезавуировано.

- А теперь давайте подведем итоги: нужно или нет, по Вашему мнению, вводить в России соцнорму на электроэнергию?

- Продолжение эксперимента возможно только при очень серьезных доказательствах эффективности и необходимости данного пути.

Безусловно, формировать энергоэффективное поведение граждан очень важно.

Однако прежде, чем вводить ограничения для граждан, необходимо обеспечить предельную прозрачность в формировании тарифов на коммунальные ресурсы и методик расчета конечных платежей.

При этом повышение эффективности работы поставщиков коммунальных и энергоресурсов представляется приоритетным направлением. В то же время, здесь необходимо использовать целый набор инструментов.

С одной стороны, ужесточать государственный и общественный контроль за тарифной политикой государственных и локальных монополий. Серьезный вклад в этот процесс могут внести советы потребителей, которые, в соответствии с Концепцией, утвержденной Председателем Правительства РФ 19 сентября, начнут работать с будущего года. В то же время целесообразно разработать дополнительные меры государственного контроля за тарифами на энергоносители, в том числе, продолжить практику заморозки тарифов, осуществлять жесткий контроль за нормой прибыли в электроэнергетической и газовой отраслях и т.п.

Одновременно необходимо интенсифицировать работу по установке приборов учета и автоматизированных систем, позволяющих выявлять потери в сетях.

И – самое главное – осуществлять массовую модернизацию предприятий коммунального комплекса.

- Недавно правительство РФ признало, что модернизация ЖКХ - это очень дорогостоящее мероприятие. Как вы считаете, какие источники финансирования помогут его реализовать?

- Очевидно, что введение предельных индексов платежей граждан ограничивает возможность осуществления такой модернизации за счет тарифных надбавок. Существующий уровень притока инвестиций в отрасль ставит под сомнение возможность осуществить модернизацию в короткие сроки только за счет частных инвестиций. Бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований также не имеют необходимых средств для решения этих задач.

Очевидно, что без участия федерального бюджета задачи модернизации отрасли не решить. В связи с чем необходимо рассмотреть возможность финансирования модернизационных проектов в коммунальной сфере через долгосрочные возвратные инвестиции из федерального бюджета. Чрезвычайно важным было бы создание специализированного института развития отрасли (по типу АИЖК), который позволил бы осуществлять перекредитование долгосрочных инвестиционных проектов, предоставление государственных гарантий при кредитовании проектов частными инвесторами, оказывать практическую помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям в работе с инвесторами.

Источник www.od-gkh.ru


Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход на сайт

Яндекс.Метрика
Баннер 88x31