Понедельник, Октября 23, 2017
РАЗМЕР ТЕКСТА
Новости Новости ЖКХ Платить нельзя ремонтировать

А. Фокин, депутат Законодательной думы Хабаровского краяВ начале июля на внеочередном заседании Законодательной думы Хабаровского края рассмотрен вопрос о проекте закона № 348 «О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края».

Чуть раньше был принят федеральный закон, который фактически переложил на плечи собственников заботу об имуществе, которое якобы принадлежит теперь населению. Честно говоря, это спорный момент! Вообще-то населению принадлежит воздух в квартирах, а все остальное является общедомовым имуществом. Потолок и пол - не твой и не мой, стены, крыша и лестничные площадки - общедомовые. Это - видимость собственности! Но так уж считается, и население с этим согласно, судя по тому, как охотно покупает и продает эту так называемую собственность. Теперь государство, подсчитав свои возможности, решило, что общедомовое имущество собственники должны содержать сами, в дополнение к тому, что содержать и свою квартиру, это и раньше вытекало из прежних решений.

Хотя еще никто не отменял (пока только делались попытки) статью 16 Жилищного кодекса, в которой говорится, что если приватизированная квартира находится в ненадлежащем техническом состоянии, то государство обязано ее отремонтировать, а уже потом передать владельцу в собственность, он вправе это потребовать. Если дом никогда капитально не ремонтировали, значит, его должны привести в порядок.

Но вся беда в том, что государство свою собственность фактически передало муниципалитетам, при этом забыв им передать деньги. И, с одной стороны, закон есть, есть и постановление правительства на этот счет, а с другой стороны, денег нет, так что такая возможность ремонта становится виртуальной. Хотя есть единичные случаи по стране, когда наиболее продвинутые граждане (которые читают документы - а ведь многие не знают вообще, что такое Жилищный кодекс, и никогда не слышали о статье 16, которая защищает их права!) через суд сумели добиться ремонта. Но это эпизоды.

Фактически положение очень сложное. Жилой фонд по стране изношен, в ряде регионов износ превышает 50 процентов. Это требует значительных капитальных вложений для того, чтобы привести его в нормальное состояние. По крайней мере, в Хабаровском крае, например, потребуется потратить годовой бюджет, чтобы привести более-менее удовлетворительный ремонт жилья. Надо честно признать, что это просто невозможно, никогда жилой фонд в удовлетворительное состояние приведен не будет.

Формально краевая дума должна принять закон, в котором уточняется порядок проведения капитального ремонта за счет средств собственников. Мы, конечно, имеем право не принять и могли бы не принимать этот закон. Но при этом государство будет вынуждено отказать нам в 66 миллионах рублей на капитальный ремонт, предусмотренный по 185-му закону за счет федерального бюджета, и еще мы не сможем получить денег на расселение из ветхого жилья и на ремонт аварийного жилья.

То есть у депутатов есть выбор: быть шибко принципиальными и не принять закон, который по стране уже фактически действует, практика ремонта жилья за счет собственников практически действует несколько лет, но при этом потерять десятки, а может, и сотни миллионов рублей из федерального бюджета, которые очень не лишние, и кто-то их очень ждет.

В федеральном законе есть понятие регионального оператора. В проекте предлагается создать единого хранителя и распорядителя средств капитального ремонта при правительстве края. Определяется уполномоченный орган, это министерство ЖКХ. Оно на средства краевого бюджета создает и будет содержать государственную организацию, так называемого регионального оператора, который открывает счета в банке и хранит там деньги населения, если оно решит воспользоваться такой возможностью.

Есть расхожее выражение: «Колхоз - дело добровольное». То есть дом должен собрать общее собрание и принять решение, где он будет хранить деньги для капитального ремонта - либо у регионального оператора, либо на отдельном счете, который открыт специально для этого дома в каком-то банке. И решить, будет ли он эти деньги вообще собирать. А сегодня есть дома, которые не собирают, это, в основном, новые дома, ТСЖ и так далее. Но в любом случае управляющие компании исключаются из этой схемы.

Сегодня повсеместно средства на капитальный ремонт перечисляются на счет управляющей компании, но вряд ли кто твердо уверен, что все перечисленные нами средства используются именно на капремонт. Чего греха таить, есть факты, когда эти деньги просто разворовываются. С созданием той структуры будет предусмотрен механизм сохранения этих средств. Вдруг региональный оператор окажется нечестным или нерачительным хозяином и все деньги потратит не туда, использует не так - в этом случае мы будем добиваться, чтобы был предусмотрен механизм восстановления средств за счет краевого бюджета. Мало того, проектом этого закона государственной жилищной инспекции вменяется обязанность контролировать использование этих средств. Кроме того, правительство края оставляет за собой провести любую проверку - сколько было денег, куда они потрачены, сколько осталось. Будут ситуации, когда дом собрание не собирал, а решение не носить деньги региональному оператору оказалось принято. Понятно, что никто добровольно отдавать деньги не собирается.

Поскольку не все наши жители отличаются активностью, собрания созвать будет трудно, поэтому наверняка возникнет много ситуаций, когда людям надо будет объяснить, как лучше им поступить, и потребуется вмешательство регионального оператора или уполномоченного органа, муниципалитетов, депутатов, юристов.

Я полагаю, что будет учет собираемости средств по каждому дому и предусмотрена возможность временного заимствования средств - вроде «черной кассы»: поскольку, с одной стороны, денег на всех все равно не хватит, а с другой, есть дома, которые собирают деньги, но фактически в работах капитального характера не нуждаются, и имеются временные свободные средства. Стоимость капремонта значительно превышает финансовые возможности регионального оператора, поэтому предусмотрен механизм временного заимствования средств - для использования денег одного дома на ремонт другого.

Нужно составить краевую программу капитального ремонта на год и на длительный срок до тридцати лет, которая будет ежегодно уточняться. Она должна начать действовать в 2014 году. Задача очень непростая: надо сначала собрать информацию по всем домам Хабаровского края, определив состояние каждого, проанализировать ее, определиться с перечнем домов, которые нужно ремонтировать срочно, и обязательно включить их в первую очередь. Закон предусматривает четыре очереди ремонта, «сортирующие» дома по степени срочности. Хотя, если, например, дом нуждается в срочном ремонте, но денег там никто не собирает, никто его ремонтировать не будет - значит, жильцы не хотят ремонтировать собственное имущество.

Проектом закона предусматривается участие бюджета края в формировании краевого фонда капитального ремонта в размере до двадцати процентов и участие муниципалитетов в этой программе в размере до десяти процентов. Но если в бюджете края какую-то сумму найти будет можно, то далеко не в каждом муниципалитете такая сумма найдется. Эти максимальные тридцать процентов средств безусловно несколько оживят обстановку на финансовом рынке капитального ремонта края. Но тем не менее основной расчет делается все-таки на средства собственников.

Безусловно, этот проект закона, который мы примем, не вызывает радости у депутатов. Не вызовет он радости и у населения. Но что делать? К сожалению, из двух зол приходится выбирать меньшее. До конца июля мы должны вместе с правительством края представить в Москву доказательство, что мы этот закон приняли, и, соответственно, получить деньги на капитальный ремонт и замену ветхого и аварийного жилья. Причем деньги там предполагаются достаточно большие.

Участие федерального центра в капитальном ремонте будет сворачиваться. Вот уже второй год мы получаем всего по 60 млн. рублей на весь край. Это капля в море. Но федеральный центр, скорее номинально, дает понять, что он пока еще в программе участвует. А со следующего года этих средств вообще может не быть. Будут деньги на снос ветхого жилья и ремонт аварийного фонда, но не на капитальный ремонт.

Нельзя рассчитывать, что собственники скажут: «Ну что ж, надо - так надо!» и выложат столько денег, сколько необходимо для приведения жилого фонда в удовлетворительное техническое состояние. Сегодня у населения ограниченная возможность финансировать капитальный ремонт, и, скорее всего, мы будем ликвидировать либо аварийные ситуации, либо те, которые могут стать аварийными в ближайшее время. Жилой фонд будет продолжать стареть, и даже эта вынужденная мера, к сожалению, не предотвратит неприятного процесса, когда в наших домах становится все опаснее жить. И поскольку депутаты Государственной Думы РФ все же не дали отменить статью 16, значит, не только жители, но и государство по-прежнему ответственно за капитальный ремонт жилья. Эта ответственность должна быть разделена между нами.

А. Фокин, депутат Законодательной думы Хабаровского края.


Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход на сайт

Яндекс.Метрика
Баннер 88x31